Растаможка в Казахстане подорожала
Новые правила ввоза автомобилей в Казахстан: что изменилось с 1 декабря 2024 года? Таможенные пошлины на импорт иномарок резко выросли - до 20 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Физлица смогут ввозить только один автомобиль в год, вводятся и другие ограничения.
С 1 декабря 2024 года в Казахстане вводятся новые правила самостоятельного ввоза автомобилей. Основная цель изменений — ограничить частный импорт и защитить местный автопром. Разберем ключевые моменты.
Казахстан усложняет растаможку автомобилей: теперь применяются запретительные таможенные пошлины на импорт машин с ДВС, юридическим лицам, кроме официальных дилеров, запрещается импорт новых автомобилей, а физлица смогут ввезти только одну машину в год с растаможкой по СБКТС.
Попытка ввезти второй или третий автомобиль за год приведет к отказу в оформлении СБКТС. Система автоматически заблокирует возможность импорта, так как он будет считаться коммерческой деятельностью.
Для физических лиц — одна машина в год, и только для персонального использования
Каждому гражданину Казахстана позволяется ввозить только один автомобиль в год (новый или с пробегом).
Но есть важное ограничение: ввозимый автомобиль не может использоваться для коммерческих целей. Это значит, что запрещено импортировать большегрузы, автобусы с вместимостью более 12 пассажиров, а также транспорт для перевозки грузов или пассажиров за плату.
Причем растаможить автомобиль по СБКТС придется по повышенной ставке — 48% от стоимости автомобиля, причем ставка таможенной пошлина зависит от цены и возраста иномарки.
Новые пошлины на ввоз автомобилей в Казахстан, вступающие в силу с 1 декабря 2024 года, вызывают серьезные вопросы, особенно в отношении доступности транспорта для рядовых граждан.
Проблема для бюджетного сегмента
Для автомобилей стоимостью до 8500 евро предусмотрена ставка 54 % от стоимости, но не менее 2.5 евро за 1 куб. см объема двигателя. Это означает, что даже самые доступные авто оказываются обременены огромными налогами. Например, для машины с двигателем объемом 1.6 литра минимальная пошлина составит 4000 евро, что зачастую приближается к половине стоимости авто.
В сегменте 8500–16 700 евро, где сконцентрирован основной спрос на бюджетные автомобили, ставка хоть и снижена до 48 %, но минимальный порог в 3.5 евро за куб. см существенно увеличивает стоимость ввоза. Для той же машины с объемом двигателя 1.6 литра это уже 5600 евро — практически треть цены нового автомобиля в этом диапазоне.
Средний и премиум-сегменты
Для автомобилей стоимостью от 16 700 до 42 300 евро ставка остается прежней — 48 %, но минимальный порог увеличивается до 5.5 евро за куб. см. Пошлина для двигателя объемом 2 литра составит минимум 11 000 евро, что существенно ограничивает выбор моделей среднего класса.
Для машин дороже 42 300 евро минимальные ставки растут катастрофически — от 7.5 евро до 20 евро за куб. см, что делает их импорт доступным только для узкого круга состоятельных граждан.
Неадекватная нагрузка на покупателей
Пошлины, особенно для автомобилей эконом-класса, выглядят чрезмерно завышенными и практически лишают многих казахстанцев возможности купить доступное авто. Вместо стимулирования обновления автопарка и экологичности, подобные ставки направлены на искусственное ограничение импорта и защиту интересов внутреннего автопрома, который пока не может предложить достойных альтернатив в бюджетном сегменте.
Таким образом, эти меры скорее подрывают интересы населения, чем решают заявленные задачи, создавая ситуацию, в которой новый автомобиль для личного пользования становится роскошью даже для среднего класса.
Kolesa.kz приводит Ставки таможенных пошлин:
Категории ТС для личного пользования, кузова ТС для личного пользования | Таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате |
Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования); мотоциклы, мопеды, мотороллеры; микроавтобусы (для перевозки 10 или более человек, включая водителя, но не более 12 мест); грузовики с полной массой до 5 тонн включительно; прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющимся ТС для личного пользования | В виде совокупного таможенного платежа |
Автомобили легковые с момента выпуска которых прошло не более 3 лет | |
Стоимость которых не превышает 8500 евро в эквиваленте | По единой ставке 54 % от стоимости, но не менее 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 8500 евро в эквиваленте, но не превышает 16 700 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 5.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 7.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 84 500 евро в эквиваленте, но не превышает 169 000 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 169 000 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Автомобили легковые, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет: | |
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. см | По единой ставке в размере 1.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см | По единой ставке в размере 1.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. см | По единой ставке в размере 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см | По единой ставке в размере 2.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 3.6 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет: | |
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. см | По единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см | По единой ставке в размере 3.2 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. см | По единой ставке в размере 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см | По единой ставке в размере 4.8 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 5.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Электромобили | В виде совокупного таможенного платежа |
Кузова транспортных средств для личного пользования | В виде совокупного таможенного платежа |
Электромобили ввозятся без растаможки
Электромобили, как и ранее, остаются более доступным вариантом для ввоза благодаря нулевым пошлинам, отсутствию НДС и утилизационного сбора, которые будут действовать до 31 декабря 2025 года. Однако ограничения коснутся и этого сегмента.
С 1 декабря 2024 года физическим лицам разрешено ввозить только один электромобиль в год — новый или с пробегом. Как и в случае с автомобилями с ДВС, необходимо оформить СБКТС и растаможить авто как товар для личного пользования. При этом электромобиль не может быть использован в коммерческих целях.
Совокупный платеж: что это и сколько нужно платить?
Хотя электромобили освобождены от таможенной пошлины, НДС (12 %) и утилизационного сбора, при регистрации все равно придется внести некоторые платежи. Совокупный платеж включает:
- Таможенную пошлину — для электромобилей она равна нулю.
- Сбор за первичную регистрацию, который зависит от возраста авто:
- До 2 лет — 0.25 МРП.
- От 2 до 3 лет — 25 МРП.
- От 3 лет и старше — 250 МРП.
(МРП — месячный расчетный показатель, в 2024 году составляет 3692 тенге, в 2025-м — 3932 тенге.)
Таким образом, если электромобиль моложе двух лет, регистрация обойдется всего в 923 тенге, что делает его покупку более привлекательной.
Почему льготы заканчиваются в 2025 году?
Нулевая пошлина была введена как временная мера:
- В 2022 году Казахстан получил право беспошлинного ввоза 25 000 электромобилей.
- В 2023 году квота увеличилась на 30 000 автомобилей, а срок действия льгот продлили до конца 2025 года (решение Совета ЕЭК № 134).
После 2025 года, если новые решения не будут приняты, электромобили вернутся в общий тарифный коридор.